Консалтинг: Развитие потребительской кооперации потребует новых подходов к нематериальной инфраструктуре.
Необходимо создать систему независимого аудита, и маркетинговых коммуникаций.
Итак, целевая программа развития потребительской кооперации Самарской области принята. Однако успех или, напротив - неуспех ее реализации во многом будет зависеть не только от своевременного обновления материально-технической базы и возможностей районных потребительских кооперативов своевременно пополнять оборотные средства, но и от того - как будет создаваться нематериальная инфраструктура - то, благодаря чему возникает главное. А именно – доверие. Как участников кооперативного сообщества друг к другу, так и к производимой им продукции у потребителя. Начнем с регулирования отношений между членами кооперативной цепочки.
Аудит обязателен.
Напомним, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии. До вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязанность проводить аудит была возложена на потребительские общества в соответствии со ст. 26 Закона РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992г. Согласно этому документу годовой отчет о финансовой деятельности потребительского общества подлежит проверке независимой аудиторской организацией. Данное требование было отменено Федеральным законом от 28 апреля 2000г. № 54-ФЗ.В настоящее же время ст. 5 Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ определены критерии, при наличии которых организации обязаны проводить аудиторскую проверку. В частности, одним из критериев является объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.
Таким образом, организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992г. подлежат обязательному аудиту в случае наличия хотя бы одного вышеназванного критерия. Но есть и другие причины, которые уже сейчас должны заставить задуматься тех, кто в ближайшее время начнет вступать в различные кооперационные схемы. Любая кооперация предполагает движение товара. А потому руководитель предприятия, увидевший отклонения в этом движении, обязательно захочет понять причину происходящего, и вообще - получать достоверную, качественную информацию, позволяющую оперативно принимать решения. Как предотвратить хищения, как правильно поставить учет, как в случае необходимости реорганизовать систему учета и ответственности в организации, как свести к минимуму негативные последствия пресловутого "человеческого фактора? Ответы на все эти вопросы и призван дать независимый аудитор. Сама потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) Возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) Необходимость специальных знаний для проверки информации;
3) Зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
4) Отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку и квалификацию. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность информации. Именно достоверной информации позволяет оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Поэтому проведение аудиторской проверки может быть необходимо даже в тех случаях, когда она не является обязательной. В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Все это требует тщательной проверки достоверности информации обо всех участниках такой цепочки. И эта достоверность как раз и подтверждается независимым аудитором. Собственники, и прежде всего коллективные собственники — акционеры, пайщики, — а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все операции предприятия законны и правильно отражены в отчетности. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо также и государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. И поскольку потребительская кооперация – ее развитие на территории Самарской области потребует участия многих: государственных структур и финансовых учреждений, производителей, переработчиков, транспортников, представителей торговли, то для повышения доверия, без которого невозможно полноценное и долговременное существование потребительских кооперативов - само существование института независимого аудита представляется едва ли не обязательным. В соответствии с законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» контроль за соблюдением устава потребительского общества, его хозяйственной и финансовой деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, члены которой работают на общественных началах. Члены ревизионной комиссии выполняют в основном техническую работу, связанную с фактическим контролем за сохранностью товарно-материальных ценностей. Задачи, выполняемые ревизионной комиссией, в большинстве случаев, сводятся к проведению инвентаризаций и ведению необходимой документации. Внешний же – независимый аудит возьмет на себя функции:
- · получению достоверной и объективной информации о деятельности кооперативных организаций по средства бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- · осуществление контроля за сохранностью кооперативной собственности, эффективностью и целесообразностью расходования собственных средств в организациях системы потребительской кооперации;
- · предотвращение, снижение возможного или фактического ущерба в результате хозяйственной деятельности кооперативных организаций.
Однако, независимый аудит – не единственное, что потребуется для качественного развития потребительской кооперации в области, даже при условии скорейшего технического переоснащения райпо. Институт независимого аудита укрепит саму систему потребительской кооперации. Сделают ее прочной «изнутри», качественно отрегулировав все юридические и экономические отношения в производственно-сбытовой цепочке. Следующим шагом, который необходимо будет сделать практически сразу же за первым, должно будет стать укрепление позиций потребительских кооперативов на рынке
Требуется бренд.
В современных условиях продается не товар, а общественное мнение о товаре. Неважно – насколько высоко качество той или иной продукции для вас. Важно – сумели ли вы обеспечить этой продукции необходимое реноме на рынке. Речь идет не о простой рекламе. Гораздо важнее создать систему маркетинговых коммуникаций. Информационное поле, создающее благоприятное мнение общества о той или иной отрасли - у властных структур, потребителей, финансовых организаций и др. Маркетинговые коммуникации – это постоянное управление продвижением своей деятельности к потребителям и клиентам. Она должны информировать перспективных потребителей о своем продукте, услугах, условиях продаж. Убедить перспективных потребителей отдать предпочтение именно этим товарам и маркам, делать покупки в определенных магазинах. Мотивировать перспективных потребителей к тому, чтобы они действовали, не откладывая покупку на будущее.А потому, наряду с созданием системы независимого аудита потребуются также информационные каналы для областной потребительской кооперации кооперации, с использованием печатных, электорнных СМИ, а также Интернета. При этом важнейшую роль будут играть марка, товарный знак. Одним словом, предстоит создать востребованный бренд товаров, выпускаемых кооператорами. Его удачное позиционирование позволит не только определить место производимого кооперативами товара на рынке, но и предоставить ему дополнительное конкурентное преимущество.
Невнимание ко всем перечисленным здесь вопросам, в конечном счете, может свести на нет все усилия по созданию материальной базы потребительских кооперативов. Наличие современных хранилищ, цехов по переработке, молоковозов, предприятий общепита, магазинов – еще не гарантия эффективного действия как всех участников этой цепочки между собой, так и ее конкурентоспособности на рынке.