СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ –

ЕДИНСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

(выездной Совет по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания  РФ

г.Липецк, 02 ноября 2017 года

Добрый день, всем участникам данного мероприятия!

Я приехала из Самарской области, чтобы у членов Совета была возможность получить актуальную информацию из региона для принятия правильных, взвешенных решений.

 Являясь одним из руководителей областного ревизионного союза с/х кооперативов "Средняя Волга", я знаю о состоянии с/х кооперации области многое, если не сказать всё, однако в последнее время у меня появилась возможность больше "погрузиться" в тему  и потребительской кооперации.

Это связано с тем, что наш Ревсоюз в этом году начал и  месяц тому назад завершил реализацию в Самарской области проекта, поддержанного президентским грантом, под названием "Центр развития кооперации"

Проект был направлен на выявление, идентификацию кооперации как института гражданского общества, кооперативное просвещение, образование.

Да, сельскохозяйственным кооперативам мы уделяли приоритетное внимание, но широко взаимодействовали с другими видами кооперативов, созданными в рамках других кооперативных законов, т.к кооперация – социальная технология, способ экономического взаимодействия субъектов.

Несмотря на то, что у всех кооперативов одни и те же базовые принципы, виды деятельности, которые они осуществляют в интересах своих пайщиков – различны. Различны и способы???

 

И всё-таки о добавленной стоимости в АПК. Хронической проблемой  отрасли является "вымывание" добавленной стоимости, созданной в ней - в пользу переработки и торговли.

По данным Росстата доля производителя в розничной цене по отдельным категориям продуктов колеблется от 23 до 63 процентов:

     -говядина и тепличные овощи – 63 %

     - картофель                                  46 %

     - молоко                                        42 %

     - овощи открытого грунта  почти 40 %

     - рыба живая, свежая    всего      23 %

Это "вымывание" - не результат чьих-то злонамеренных действий. Всё достаточно объективно: сельскохозяйственные товаропроизводители - мелкие по сравнению с другими участниками рынка, и для "стыковки" с рынками (финансовым, товарным, сырьевым) нуждаются в посредниках, а те, в свою очередь, изымают ресурсы из АПК.

Как можно решить проблему "вымывания" добавленной стоимости? На наш взгляд тремя способами

1 - попытаться административно регулировать цены, что явно безнадёжно,

2 - компенсировать АПК потери в размере прибыли посреднических структур, но столько денег нет в бюджете.

3 – и, наконец, попытаться  перестроить саму систему связи АПК с рынками, что наиболее реально.

Что для этого надо? Эта перестройка заключается в создании таких посредников, которые будут стыковать сельскохозяйственных товаропроизводителей с рынками "по себестоимости", не стремясь заработать на нём прибыль за оказанные услуги по транспортировке, переработке, реализации.

Вы скажете, что такое невозможно, потому что любой посредник жаждет заработать на своих услугах?!

Однако можно! Ведь когда посредническая организация принадлежит сельскохозяйственным товаропроизводителям и управляется ими, тогда она явно не будет стремиться к заработку на своих клиентах, т.е. самих себе. 

С точки зрения российского законодательства такая организация называется "сельскохозяйственный потребительский кооператив", который создаётся  и  действует на основании Федерального закона №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В соответствии с ним, такой кооператив является некоммерческой организацией, основанной на членстве сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые пользуются услугами кооператива, владеют и управляют им.

И главное: он не ставит цели получения прибыли для себя, а стремиться увеличить прибыль (выгоду) своих членов.

Хочется обратить внимание, что никакие иные посреднические структуры (даже если они технически совершают с сельскохозяйственными товаропроизводителями такие же сделки, т.е. "выполняют аналогичные функции") не решают и даже не пытаются решать стратегическую задачу сохранения добавленной стоимости у сельхозтоваропроизводителя. И всё  потому, что они создаются и действуют в интересах своих владельцев - а это другие лица, которые не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, обслуживаемыми в данных организациях. 

Одним словом клиенты и владельцы таких посреднических структур - это совершенно разные группы.

Сказанное в полной мере относится к т.н. "потребительским обществам" и, тем более, т.н. "организациям потребительской кооперации" - по крайней мере до тех пор, пока наглядно не продемонстрировано, что пайщиками данных ПО являются ровно те же самые сельскохозяйственные товаропроизводители, которые сдают и перерабатывают в них продукцию - и, следовательно, могут управлять данными ПО и ОПК.

А пока происходит следующее: ПО  выполняет функцию по закупке, переработке молока, овощей, мяса, рыбы, но при этом старается закупить подешевле эту с\х продукцию, забирая себе часть добавленной стоимости у производителя. Соблюдаются ли здесь интересы производителя с\х продукции? Навряд ли! Налицо полярность интересов! И всё потому, что он не управляет ПО, не являясь её членом, а просто выращивает овощи, мясо, молоко…

Это, кстати, ярко выражено в Самарской области. Так сложилось у нас, что облпотребсоюза у нас как такового нет, но сохранились некоторые крепкие ПО, которые закупают и перерабатывают с/х продукцию, производимую нашими аграриями, регион  даже помогает им субсидиями. Функцию они, действительно, выполняют, но выгодно ли это по цене с/х товаропроизводителям?

 

Так давайте не лишать права выбора тех, кто сеет и пашет, при решении вопроса: «Услугами какого посредника ему стоит воспользоваться?» Того, к управлению которым он не имеет никакого отношения, либо того, который является родным, т.к. создан по Закону о с\х кооперации.

 

Без преувеличения можно сказать, что ФЗ «О с\х кооперации» является конституцией российского аграрного кооперативного движения. Среди законов, посвящённых кооперативам, он единственный, который жестко ограничивает участие в кооперативе по отраслевому признак, единственный, который предусматривает членство в ревсоюзе. А ревсоюз — это не только проверка кооператива (как все привыкли думать), а и защита интересов пайщиков, повышение их кооперативной грамотности. Поэтому любое его «усреднение» приведёт к тому, что с\х кооперативы перестанут быть кооперативами.

Поэтому нужно всячески холить и лелеять Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", как единственный правовой акт, определяющий правила деятельности предприятий инфраструктуры АПК, которые работают во благо АПК, а не в чужих интересах.

 

Разные виды деятельности – не только разные кооперативные законы, но и отдельное регулирование в силу их специфики. И это нормально.

А вот этих вариантов, когда кооператив создается как чей-то частный бизнес и люди вводятся в заблуждение – нам и сейчас хватает. Что же будет в рамках единого? А если жизнь пойдет вперед, появятся социальные кооперативы, например, - мы куда их будем «впихивать»???

Соответственно надо максимально противодействовать демагогическим рассуждениям о «создании единого закона», т.к. они опасны для аграрной отрасли. Просто – напросто это «чудо-юдо» проглотит, растворит в своих конструкциях настоящую сельскохозяйственную кооперацию. И с\х товаропроизводитель навсегда будет лишен возможности увеличить свою долю в добавленной стоимости в производимой им с\х продукции.

Развитию кооперации поможет не единый закон, а внимание государства к кооперативному просвещению, образованию.