В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

ФНС сообщила о нюансах сдачи отчетности по налогу на имущество в случае, когда юрлицо сменило адрес

Ведомство рассмотрело следующую ситуацию: организация из-за переезда встала на учет в новой инспекции. Смена места нахождения выпала на момент, когда отчетный период по налогу на имущество уже окончился, а срок сдачи расчета по авансовому платежу еще нет. По мнению ФНС, в таком случае в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, можно:

- до дня постановки на учет в другом налоговом органе подать расчет прежней инспекции;

- после постановки на учет в новой инспекции представить расчет в налоговый орган по новому месту учета.

При любом варианте в расчете по авансовому платежу указывается ОКТМО по прежнему месту нахождения юрлица.

Когда придет время сдавать декларацию по налогу на имущество за год, организации нужно внести в нее ОКТМО по новому адресу и направить декларацию в новый налоговый орган.

Документ:ПисьмоФНС России от 19.04.2017 N БС-4-21/7408@

Минфин объяснил, как поступить с переплатой и недоимкой по страховым взносам за периоды до 2017 года

Из разъяснения ведомства следует: переплату по страховым взносам, пеням и штрафам за периоды, которые истекли до 2017 года:

- нельзя зачесть в счет погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам за I квартал текущего года и более поздние периоды;

- можно вернуть, но только если нет недоимки по страховым взносам за периоды до 2017 года и соответствующим пеням, штрафам.

Если у организации есть недоимка по страховым взносам за периоды до 2017 года, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, то их нельзя погасить за счет переплаты по страховым взносам за периоды с 2017 года. Страхователю необходимо внести денежные средства, иначе налоговый орган может взыскать их в принудительном порядке.

Документ:ПисьмоМинфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564

Разъяснение ФНС поможет компаниям в спорах о получении необоснованной налоговой выгоды

Из анализа письма ФНС следуют, в частности, такие выводы:

- если нет доказательств того, что "однодневки" подконтрольны проверяемой организации, налоговый орган должен доказывать ее недобросовестность при выборе контрагента, нереальность хозоперации;

- самостоятельным основанием для признания того, что налоговая выгода необоснованна, не может служить недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления средств;

- нельзя считать налоговую выгоду необоснованной лишь на основании результатов допросов и почерковедческих экспертиз, свидетельствующих о поддельности подписей со стороны контрагента.

Полагаем, для налогоплательщиков разъяснение ведомства будет полезно в спорах с инспекциями, а также при планировании сделок.

Документ:ПисьмоФНС России от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@

Возмещение расходов при разъездной работе не облагается взносами в размере, определенном компанией

Это первое разъяснение Минфина по данному вопросу на основании норм НК РФ о страховых взносах.

Минфин считает, что не нужно начислять страховые взносы на расходы, которые связаны со служебными поездками, в размерах, установленных локальными нормативными актами или трудовым договором. В этих документах должно быть указано, что должность сотрудника подразумевает разъездной характер работ.

В период действия Закона о страховых взносах такой вопрос рассматривал Минтруд. Он отмечал, что суммы возмещения расходов сотрудников, понесенных в служебных поездках, не облагаются страховыми взносами, если эти затраты документально подтверждены. Причем суточные, выданные работнику, не облагаются взносами в размере, установленном локальным актом организации. Указание на разъездной характер работ, по мнению Минтруда, организация должна закрепить в коллективном договоре, соглашении, локальном акте или трудовом договоре с работником.

Документ:ПисьмоМинфина России от 14.04.2017 N 03-04-06/22286

Без экспедиторской расписки юрлицо не вправе включить в расходы оплату услуг транспортной экспедиции

Минфин указал, что экспедиторская расписка относится к экспедиторским документам. Они являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Если у организации нет этой расписки, затраты по такому договору нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.

Отметим, что для подтверждения расходов на оплату транспортно-экспедиционных услуг требуются также поручение экспедитору и складская расписка. Эти документы тоже являются экспедиторскими.

Документ:ПисьмоМинфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858

Минфин напомнил, как определять матвыгоду работника по беспроцентному займу, выданному до 2016 года

Доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом за периоды до 2016 года, юрлица должны определять по старым правилам: на дату погашения задолженности по займу. Такие разъяснения дал Минфин. Аналогичный вывод ведомство делало и ранее.

Напомним, что с 2016 года для целей НДФЛ действуют новые правила определения даты получения дохода в виде материальной выгоды при займах. Доход определяется в последний день каждого месяца, в котором действует договор, вне зависимости от даты получения займа.

С учетом разъяснений Минфина юрлица по беспроцентным займам, выданным работникам до 2016 года, должны определять доход в виде матвыгоды в зависимости от того, к какому периоду относится выгода:

- по выгоде, полученной до 2016 года, - на даты фактического возврата заемных средств;

- по выгоде, полученной с 2016 года, - на конец каждого месяца, в котором действует договор.

Документ:ПисьмоМинфина России от 20.04.2017 N 03-04-05/23907

Юрлицам могут разрешить включать в расходы стоимость путевок по России для работников и их семей

Согласно законопроекту организации, которые по договору с туроператором или турагентом оплачивают туристические и санаторно-курортные путевки по России, смогут снизить базу по налогу на прибыль. Для включения в расходы сумм оплаты путевок нужно будет учесть особенности:

- к услугам туризма и санаторно-курортного лечения относятся услуги по перевозке от места жительства или работы до места отдыха на территории РФ, а также услуги проживания, включая питание и организацию экскурсий;

- услуги могут быть оказаны работнику, его супруге или супругу, родителям, детям и подопечным в возрасте до 18 лет, детям и бывшим подопечным, обучающимся по очной форме обучения, в возрасте до 24 лет. К детям в данном случае относятся и усыновленные дети;

- затраты включаются в расходы в фактическом размере, но не более 50 тыс. руб. в год на каждого гражданина из перечисленных лиц.

Подобный законопроект вносился в Госдуму в 2015 году, но 12 апреля текущего года он был отклонен. В отличие от нового проекта в последней версии отклоненного законопроекта было указано следующее:

- услуги по организации туризма и отдыха оказываются совместно работнику и членам его семьи;

- услуги по организации туризма и отдыха охватывают все транспортные услуги, а не только перевозку от места жительства или работы до места отдыха в РФ;

- расходы на оплату услуг по организации туризма и отдыха, а также взносы компании по договорам личного страхования работников и договорам оказания медуслуг сотрудникам суммарно не должны превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

Документ: Проект Федерального закона N 162100-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=162100-7)

Внесен в Госдуму 27 апреля 2017 года

Ключевая ставка Банка России со 2 мая равна 9,25% вместо 9,75% годовых

Ставка применяется для расчета процентов по ст. 395 ГК РФ и законных процентов.

Следующее изменение размера ключевой ставки возможно 16 июня. На эту дату запланировано заседание совета директоров Банка России.

Документ:ИнформацияБанка России от 28.04.2017

ФНС подготовила проект нового порядка выдачи юрлицам подтверждения статуса налогового резидента РФ

В новом порядке предполагается более детально, чем в действующем порядке, описать требования к документам, которые юрлицо должно подать для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ. Так, в заявлении нужно будет указывать:

- способ получения документа (на бумажном носителе по почте или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи);

- цель получения документа - на русском и английском языках.

Планируется расширить перечень документов, которые юрлицо будет прикладывать к заявлению, чтобы подтвердить возможность или факт получения доходов в иностранном государстве. В этот перечень включат копии платежных поручений или кассовых документов на выплату дивидендов, бухгалтерские справки.

Новым порядком предусмотрена возможность подавать заявление и документы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Однако сделать это можно будет только с 1 января 2018 года.

Предполагается, что проект приказа ФНС, которым будет утвержден новый порядок выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, вступит в силу 1 июля 2017 года.

Документ: Проект Приказа ФНС России (http://regulation.gov.ru/projects#npa=64607)

Публичное обсуждение и независимая антикоррупционная экспертиза завершаются 31 мая 2017 года

Минфин разъяснил особенности составления консолидированной отчетности в случае преобразования юрлица

Возникшее в результате реорганизации в форме преобразования юрлицо составляет консолидированную отчетность за период, когда была реорганизация, как если бы оно существовало непрерывно с момента создания организации-предшественника. В отчетности нужно отразить информацию о факте реорганизации. Такие пояснения дал Минфин.

Ведомство указало, что в данном случае не нужно составлять консолидированную отчетность:

- на день, предшествующий дате госрегистрации юрлица, которое возникло в результате преобразования;

- дату госрегистрации этого юрлица.

Свою позицию Минфин объяснил тем, что в целях составления консолидированной отчетности организация, возникшая в результате преобразования, не рассматривается как вновь созданная. Она считается организацией, которая продолжает деятельность реорганизованного юрлица - предшественника.

Документ:ИнформацияМинфина России N ОП 10-2017

Стало ясно, как учитывать доходы и расходы по займу, когда меняется фиксированная процентная ставка

При расчете интервалов предельных значений процентных ставок по договору займа организация должна применять ключевую ставку, которая действует на дату признания доходов или расходов в виде процентов. Это правило применяется начиная с месяца, в котором кредитор и заемщик заключили допсоглашение об изменении фиксированной процентной ставки. Такое разъяснение дал Минфин в отношении договора займа, который являлся контролируемой сделкой.

Напомним, что ситуация обстоит по-другому, если по договору займа установлена фиксированная процентная ставка, которая не изменяется в течение всего срока действия договора. В этом случае при расчете интервалов предельных значений процентных ставок по контролируемой сделке юрлицо применяет ключевую ставку, действовавшую на дату привлечения денежных средств.

Документ:ПисьмоМинфина России от 14.04.2017 N 03-03-06/1/22445